Я на связи.
Close
Close
Telegram
WhatsApp
Viber
VK
Messenger
Skype
Mail
Phone





Сетевое
групповое
самообразование:
круговорот
знаний
в обществе.
проект Анатолия Верчинского
определение
Значение слова «фабрика»
Предприятие, изготовляющее обычно товары легкой и пищевой промышленности.

разг. Те, кто работают на таком предприятии.

перен. разг. Место, где что-л. производится в большом количестве.
Историей обладает только тот, кто желает и действует, выходит в будущее и определяет его своей волей.
Э. Кассирер
немецкий философ и культуролог
Наилучший способ предсказать своё будущее — это создать его.
А. Линкольн
немецкий философ и культуролог
от Анатолия Верчинского, автора и разработчика современных методик обучения

Здравствуйте!

Я автор нескольких курсов по английскому языку, психологии, юриспруденции и более двух десятков книг по этим темам. Все мои книги можно купить, например, на Ozon.ru и в других магазинах.
Мои достижения, в частности, в обучении английскому языку
5
курсов обучения английскому языку
15
книг по изучению английского языка
500+
довольных клиентов
5000+
подписчиков рассылки
Проблематика проекта
«Будущее образования: глобальная повестка» (результаты раоты по Форсайту образования 2030)
проблема
Образование в кризисе — оно стало контрпродуктивным для целей надстоящей системы. Сегодняшнее образование — это повторение прошедшего, в нём не создаётся новое, а значит, в нём нет будущего.
Мы поняли, что нам нужно поменять все наши процессы. И это вызов — сделать нашу платформу гибкой. Когда она на других принципах основана, маленькие команды будут работать, требуются совершенно другие принципы людей — принципы коллаборативности. Другая культура работает — горизонтальная культура. А в нашей стране горизонтальная культура не работает, её не воспитывают нигде. У нас очень сильно развита культура доминирования и подчинения И в новый век с такой культурой не войти. И это колоссальное культурное изменение, которое нужно сделать внутри компании, внутри каждого из нас, перейдя на другой уровень общения.
Герман Греф, Президент и председатель правления Сбербанка России
вызов
Изменение институционального ядра образования
Последние 450−500 лет см ядром сферы образования и подготовки кадров является отдельное образовательное учреждение. Вокруг него сфокусированы все процессы, вокруг него сфокусирована система разделения труда. Все методики обучения, формы организации процесса (классно-урочная система), учебники, система финансирования, принципы набора, рекрутинга тех, кого учат, и тех, кто учит. И т. д. Я считаю, что эта эпоха завершается, образовательное учреждение перестает быть образовательным ядром. В каком-то смысле мы возвращаемся на несколько сот лет назад, но на другом уровне массовости. И новым институциональным ядром становится так называемая индивидуальная образовательная программа. Фактически, программа подготовки обучения и образования, привязанная к отдельному человеку. Соответственно, меняется система разделения труда, меняются цели и задачи, меняются экономические механизмы, меняется методика и контент. И, в общем, последствия этой революции не только для самой сферы образования и подготовки, но и для самого общества, она, с моей точки зрения, сегодня не промыслены. Нам не хватает с вами совокупно мышления, позволяющего увидеть это изменение, оценить его последствия и, по сути, сформировать другую институциональную структуру в этой сфере. Поэтому когда меня спрашивают, как я отношусь к реформам образования, я всегда говорю: «Философски». То бишь я понимаю, что поскольку такого мыслительного аппарата мы не разработали, и его нет, то все действия в этой сфере будут контрпродуктивны по определению. Что касается меня, я об этом думаю лет 25.
П. Г. Щедровицкий, российский методолог и политтехнолог
У обучающихся в вузах из-за административного принуждения искажённая мотивация. Студенты не имеют никакой возможности влиять ни на качество, ни на форму образования. Система непрерывного образования подразумевает какое-то учебное заведение, где человек сидит, а потом приносит и предъявляет очередной диплом или корочку.


проблема
Несмотря на распространение интернета, нарастает разобщённость общества
Он [фильм «Капитан Фантастик»] пытается обнажить существующие проблемы. Например, нехватку человеческого общения. Люди зачастую разбиваются на лагеря и строят баррикады между ними. Понимаете, в США сейчас люди не разговаривают друг с другом, не ведут дискуссий. Каждый сам по себе. Все разбились по интересам — религия, политическая идеология, национальные, социальные вопросы — и живут в своих уютных мирках, не желая выглядывать наружу. «Капитан Фантастик» как раз об этом, как разбить скорлупу и вылезти из яйца. Фильм о том, как важно говорить друг с другом.
Вигго Мортенсен, американский актёр
проблема
Онлайн-образование не в состоянии заменить привычную систему образования
«Битрикс24» использует 1 млн компаний. А как вы думаете, сколько просмотров на канале Битрикс24 в Youtube?
Действительно, в онлайн-образовании пока что каким-то толковым образом не оцифрована полноценная социализация, наставничество и всё то, что с этим связано. То есть вещи, которые возникают именно в химии человек-человек. И в просто передаче контента (даже самой яркой и замысловатой) они не присутствуют или присутствуют в слишком малом объёме.
Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор центра онлайн-обучения «Нетология»
проблема
Некоторые знания и умения утрачиваются
Многие воспринимают прогресс как непрерывный процесс наращивания знаний человечеством. Но это далеко не так. Египтяне утратили способность строить пирамиды. Месопотамцы утрачивали способность строить ирригационную систему. Утрата компетенций — проблема и нашего времени. Например, мы чуть не утратили технологии авиастроения. Если получится поднять в воздух новые ТУ-160М2 — это будет прорыв на тот же уровень, с которого мы отступали на десятилетия. А, вот, американцы, например, совершенно точно утратили компетенции строительства ракетных двигателей. И начинают, фактически, с технологий 50х годов прошлого века. Тот же хвалёный Маск безуспешно пытается повторить технологии германского конструктора фон Брауна, который сделал лунную программу для США в 50х-60х.
Алексей Клименко, предприниматель
Знания есть в книгах, но ни у одного человека нет возможности их все прочесть.
Можно ли создать проект, который решает сразу все перечисленные проблемы?
Когда человеку 17, он знает всё. Если ему 27 и он по-прежнему знает всё — значит, ему всё ещё 17.
Рей Бредбэри
американский писатель
моё мнение
образование = образ (мира) = картина мира
…идеи существуют только там, где имеется
сеть интеллектуалов, сосредоточенных на своих собственных
аргументах и накапливающих свой собственный понятийный
багаж. Именно внутренняя структура этих интеллектуальных
сетей формирует идеи с помощью паттернов «вертикальных»
цепочек сквозь поколения и «горизонтальных» альянсов и
противостояний…
Читающий и пишущий интеллектуал одинок, но ментально он не является одиноким. Его идеи нагружены социальной значимостью, поскольку они символизируют членство существующих и предполагаемых в будущем коалициях интеллектуальной сети. Творческие идеи создаются как новые сочетания или рефрейминги прежних идей; творческие интуиции интеллектуала определяются ощущениями того, к каким группам эти идеи апеллируют и каким интеллектуальным антагонистам противостоят. Сетевая структура интеллектуального мира перемещается в творческое сознание индивида. Мышление — это разговор с воображаемыми аудиториями.
Рэндалл Коллинз, американский социолог
Ты работаешь на себя, ты работаешь на всех, все работают на тебя. Один для всех — и все для одного.
Что я предлагаю
Пространство коммуникации неоднородно, его плотность неодинакова и зависит от интенсивности и количества взаимодействий. Если интеллектуальные прорывы возникают там, где плотность коммуникации максимальна, то нужно создавать такие места. Формула создания: книги + ораторское мастерство + сетевые коммуникации = сетевое групповое самообразование.
А увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца — так сразу подумаешь: хорошо бы если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочешь.
Джером Сэлинджер
«Над пропастью во ржи»
Самообразование в завершенном виде может иметь индивидуальный характер, что чаще всего и имеет место, но может также происходить в группе самообразования. Групповое самообразование имеет у нас и во всем мире богатые традиции.

В Польше эти традиции поддерживает Общество всеобщих знаний, организуя всеобщие университеты, клубы знаний и мысли, клубы любителей театра, телевидения, а также дискуссионные пункты под лозунгом «Молодое поколение народной Польши» (205). Множество форм самообразования используют другие общественные и молодежные организации. Из форм, используемых за границей, особого внимания заслуживают группы самообразования в Швеции, которые включают около полутора миллионов человек, т. е. четвертую часть взрослых жителей всей страны. Они занимаются практически всем: техникой, изобразительным искусством, пластикой, игрой на музыкальных инструментах, пением, иностранными языками, изучением математики или других областей знаний, профсоюзной деятельностью, внешней и внутренней политикой страны — в зависимости от заинтересованности участников. Групповое самообразование осуществляется в небольших группах, насчитывающих до 10 человек, под руководством координатора, которым является избранный член группы, боле компетентный в данной сфере по сравнению с другими. Стоимость функционирования этих групп минимальна, некоторую помощь этим группам оказывает лишь стокгольмская заочная школа, которая создает и рассылает материалы обучения.

К общим чертам всех форм группового самообразования Ч. Мазяж относит:

 — добровольное участие и бескорыстие,

 — общность целей и интересов, а также ответственность всех членов за работу группы,

 — взаимные контакты и дополнительность индивидуального самообразования и групповой работы,

 — подчинение руководству, выделение среди членов старшего группы (координатора, организатора),

— общественный характер деятельности группы.

Насколько индивидуальное самообразование может предполагать индивидуальные и общественные цели с определенным преобладанием первых, настолько в групповом самообразовании четко просматриваются общественные цели. Однако и в первом, и во втором случае имеет место самосовершенствование через участие в изменении окружающего нас мира, совершенствование этого мира через многосторонне развивающегося в процессе самообразования человека.
В. Оконь. Введение в общую дидактику. Москва «Высшая школа» 1990.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ «СЕТИЗАЦИИ» (ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ СЕТЕВЫХ СТРУКТУР) ПО ЛИСИЦКОМУ
отказ от вертикальной иерархии бюрократической организации
создание вместо функциональных структур независимых рабочих групп
переход к горизонтальным структурам организации и замена в значительной степени административных отношений контрактными (договорными)
выход за пределы своих организаций и замкнутых сообществ
Сетевые структуры позволяют в несколько раз интенсифицировать информационный обмен, получить мощные ресурсы и поддержку, объединить очень разных людей для достижения одной цели.
Тенденции и текущие внешние условия
В Западной Европе продвигается идея обучения в течение всей жизни — непрерывное образование (lifelong learning), в России же эта идея пока не признана: есть диплом — значит, я могу претендовать на определённую должность с определённой зарплатой.

В Северной Европе 70 процентов взрослого населения 4 часа в неделю где-то учатся.
Особенности обучения взрослых
  • осознанное отношение к обучению;
  • стремление к самостоятельности;
  • стремление к осмысленности обучения: знания нужны для решения конкретной проблемы и достижения конкретной цели;
  • практическая направленность: стремление к применению полученных знаний и навыков;
  • наличие жизненного опыта;
  • влияние на обучение социальных, бытовых и временных факторов.
Андрагогика (гр. андрос — взрослый человек, мужчина; агогейн — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности.
Елена Мельвиль, директор культурного центра ЗИЛ, приводит в пример такого «значимого социального взаимодействия» деятельность клуба изучения английского языка:
«В культурном центре ЗИЛ существовал English Speaking Club, в котором местные жители занимались английским языком. В своем первоначальном формате он просуществовал примерно год, но уже в этом сезоне мы не нанимаем педагога. Участники клуба самоорганизовались, сами разработали расписание и программу, сами назначают себе встречи и заседают уже самостоятельно. Мы же, как настоящий коммьюнити-центр, предоставляем свободное пространство».
Фабрики мысли могут объединять интеллектуалов-экспертов и выполнять следующие функции:

— образовательную (просветительскую),

— экспертно-аналитическую,

— креативную (например, поиск альтернативных решений политических проблем),

— коммуникативную,

— а также в известной мере внедренческую…
Александр Олескин «Децентрализованные сетевые структуры в экономической и политической сферах Сетевой социализм и сетевая меритократия»
Необходимые условия для развития «Фабрики знаний» как места, где встречаются и развиваются:
  • открытость,
  • доступность,
  • дружелюбная среда,
  • уважительное соседство,
  • коллаборация,
  • польза и развитие.
Главные параметры, по которым будет происходить оценка «Фабрик знаний»
Бесплатная
.
Даёт практическую ценность
.
Развивает компетенции и даёт навыки
.
Расширяет кругозор
.
Библиотека как досуговый центр, культурное кафе и центр непрерывного образования
И как клуб живого общения:


«Подобный формат уже получает распространение в мире. Из места, куда люди приходили за информацией, библиотеки постепенно превращаются в места „встреч по интересам“. Уютные залы с книжными стеллажами, мягкими креслами, где можно отдохнуть от городской суеты, выпить кофе, пообщаться с друзьями, и найти новых знакомых постепенно привлекают всё больше людей, уставших от обезличенного общения в интернете».
(Библиотека будущего: 10 трендов развития по версии РИА Новости.)
Результаты краудсорсинг-проекта Правительства Москвы «Московские библиотеки», в котором я принимал участие, чтобы продвинуть идею проведения в библиотеках мероприятий образовательно-просветительского характера любым читателем (лекции, мастер-классы и т. п.). Подобных идей предложили много, за одну из них проголосовали 90 %, из которых 63 % посчитали, что организовывать мастер-классы в библиотеках на самые разные темы нужно в первую очередь.
Имеющийся опыт
Ты не сможешь получить большего, пока будешь делать всё только для себя.
Мелвино Джонс, основатель Lions Clubs International
В рамках проекта «Библиополе» каждую первую субботу месяца любой желающий мог реализовать свою инициативу, идею, проект на площадке библиотеки. В этот день в библиотеке можно было провести мастер-классы, встретиться с единомышленниками, презентовать интересный проект, организовать турнир или игру, обсудить литературную новинку или кинофильм, организовать тематический фестиваль или квест, устроить книжный фримаркет и т. д. Идея могла быть любая.
7 февраля в библиотеке в Московском прошёл День интересный идей и презентация проекта «Библиополе»
В этот день каждый желающий мог заняться тем, что ему интересно, а также научить чему-то новому каждого желающего.
Одна из афиш ДИИ.
«Необязательно платить за то, чтобы чему-то научиться, ведь можно делиться с другими своими знаниями и навыками, получая взамен новые. В Доме Культуры „Делай Сам/а“ мы организуем событие „Делай сеть“ по обмену знаниями и умениями и приглашаем всех желающих присоединиться!

Программа составлялась из ваших заявок — вы писали нам о том, каким навыкам и лайфакам, полезным в бытовой и в профессиональной жизни, для саморазвития и просто для удовольствия, вы можете научить.

Вот только несколько примеров полезных навыков, которым вы сможете научиться, проведя вместе с другими всего полдня на „Делай Сеть“: визуализировать свои идеи; составлять базовый гардероб; издать свою книгу бесплатно; заниматься маркетингом с уважением; организовать крутое соседское мероприятие; научиться быстрым наброскам и переплетать блокноты; заниматься пиаром и рассказывать свою историю и даже как переспорить маму и скрыть следы усталости на лице».
Планируемые результаты
Благое начинание. Мега-симбиоз социальной миссии в целом для страны и практической осязаемой пользы для каждого из участников.

От всего сердца желаю успеха и масштабированию этому проекту!
Пример отзыва, который проект должен получить
Личным результатом автора проекта станет книга, аккумулирующая опыт по созданию и распространению интеллектуальных конвейеров — фабрик мысли.

Результаты «Фабрик знаний» должны быть материальны.
Всё, что рассказывается устно, может быть упаковано в тот или иной продукт (хотя бы и цифровой). Любой продукт можно сделать объектом продажи — товаром.
А любой товар можно продавать по всему миру.

Издание книг
Выпуск СD- или DVD-дисков
3
Интеллект-карты
на фото представлена интеллек-карта по английскоу языку
4
Настольные игры
на фото представлена игра «Английский Эрудит»
Кроме этого, полученные результаты творческого труда могут бытьзащищены свидетельствами о регистрации авторских прав или патентами.
Талант выигрывает игры, а команда — чемпионаты!
Майкл Джордан, американский баскетболист
Один из показателей успешной деятельности — получение премии в сфере альтернативного образования.

Работая в одиночку, ты никогда не узнаешь мысли других людей. И если ты постоянно находишься в группе, ты, вероятно, проведешь больше времени, обдумывая чужие идеи, чем свои.
Пол Паулус, факультет психологии университета штата Техас в Арлингтоне
Все мы ищем повод показать себя как интересного человека.

С «Фабрикой знаний» каждый из нас может обнаружить, что он востребован и интересен кому-то, кроме себя.
После «Фабрики знаний» участники должны быть в состоянии:
осознавать
происходящее
.
чётко видеть
перспективу
.
действовать
.
Этапы проекта «Фабрики знаний»
Открытие первой «Фабрики знаний»
В одном из «третьих мест» в Москве.
Создание обучающих материалов по открытию новых «Фабрик знаний»
Проработка форматов взаимодействия между «Фабриками знаний».
Подведение итогов и анализ результатов проекта
Приведение работы «Фабрик знаний» к единому формату.
Открытие «Фабрик знаний» в других городах России
Не раньше следующего учебного года.
Открытие «Фабрик знаний» в других странах мира
Не раньше 2020 года
«Фабрики знаний» — общечеловеческий метапроект: информационная инфраструктура, обеспечивающая генерирование, распространение и использование знаний и умений.


Хотите помочь проекту?
Часто задаваемые вопросы
«Какова цель этой презентации?»
Обратная связь на форму презентации, оценка идеи на соответствие принципам сообщества ЦК. А вы сами стали бы участником «Фабрики знаний»? Почему?
«Какова рекомендуемая библиография проекта?»
«Децентрализованные сетевые структуры в экономической и политической сферах. Сетевой социализм и сетевая меритократия» Олескин А. В., журнал «Экономические стратегии», издательство Ин-та экон. стратегий (ИНЭС) (М.), № 9, с. 2−11
«Какие требования к потенциальным партнёрам?»
В качестве партнёров рассматриваются проекты и организации, чьи цели тем или иным образом достигаются в процессе реализации проекта «Фабрики знаний» или которые являются поставщиком ресурсов или потребителем продуктов «Фабрик знаний».
«Как я могу задать Вам свой вопрос?»
Вашего вопроса нет в списке? Отправьте мне его через форму обратной связи.
Встретиться лично с руководителем проекта можно каждую среду (вечером) в библиотеке им. Достоевского (г. Москва).
Мне важно ваше мнение
Укажите свой электронный адрес, чтобы получить ответ.
Ваш e-mail не будет передан третьим лицам.
Владелец проекта «Фабрики знаний»: Анатолий Вeрчинcкий
Предполагаемый партнёр проекта: сообщество «Центры кристаллизации»
Если сайт, то Тильда | Если проверка орфографии, то Орфограммка | Если сувенирная продукция, то Принтдирект | Если интернет-магазин, то Onlinetrade.ru | Если домены, то Reg.ru

Photo credits Dustin Lee
Made on
Tilda